ЯЗЫК СМИ КАК СРЕДСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ. ВОЗДЕЙСТВУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ЯЗЫКА СМИ
Keywords:
язык СМИ, общественное сознание, влияние СМИ, убеждение, фреймирование, риторика, языковое манипулирование, общественное мнение, демократические процессыAbstract
Язык, используемый в средствах массовой информации, играет решающую роль в формировании общественного сознания и влиянии на мнения, отношения и поведение отдельных лиц. В данной статье исследуется воздействующая функция языка СМИ и его значение в формировании общественного дискурса. Опираясь на теории коммуникативных исследований и лингвистики, мы исследуем, как язык средств массовой информации использует методы убеждения для передачи конкретных сообщений и идеологий. Мы анализируем стратегии, используемые средствами массовой информации для влияния на общественное мнение с помощью лингвистических средств, таких как фреймирование, риторика и манипулирование языковыми нормами. Кроме того, мы обсуждаем этические последствия влияния языка СМИ и его влияние на демократические процессы. Понимание силы языка СМИ необходимо для профессионалов СМИ, политиков и широкой общественности, чтобы критически относиться к сообщениям СМИ и поддерживать хорошо информированную и проницательную общественную сферу
References
Апресян Ю. Д. Прагматическая информация для толкового словаря // Прагматика и проблемы интенсиональности. – М., 1988.
Артемов В. Л. Основные направления исследования и современное состояние теории массовой коммуникации за рубежом // Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. – М., 1999.
Багиров Э. Г. О знаковой природе и своеобразии языка телевидения как средства массовой коммуникации // Предмет семиотики: Теоретические и практические проблемы взаимодействия средств массовой коммуникации. – М., 1995.
Баранов А. Н., Паршин В. В. Языковые механизмы вариативной интерпретации действительности как средство воздействия на сознание // Роль языка в средствах массовой коммуникации. – М., 2003.
Вакуров В. Н., Кохтев Н. Н., Солганик Г. Я. Стилистика газетных жанров. – М., 1998.
Виноградов С.И., Платонова О.В. и др. Культура русской речи. – М.: 1999.
Гаузенблас К. Культура языковой коммуникации. – М.: 2002.
Караулов Ю.Н. Культура речи и языковая критика русский язык в эфире: проблемы и пути их решения // Материалы круглого стола. – М.: 2000.
Костомаров В. Г. Русский язык на газетной полосе. – М., 1971.
Кривенко Б. В. Язык массовой коммуникации: лексико-семиотический аспект. – Воронеж, 2003.
Медведева С. Ю. Специфика языка печати как средства массовой коммуникации // Роль языка в средствах массовой коммуникации. – М.: 1996.
Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. – М., 2004.
Солнцев В.М., Михальченко В.Ю. Русский язык: проблема языкового пространства // Языки Российской Федерации и нового зарубежья: статус и функции. – М., 2000, С. 12.
Челышев Е.П. Культура России в мировом контексте // Образ России. Русская культура в мировом контексте. – М., 1998, С. 5.